Листая "Империю" Майлка Хардта, я в очередной раз убеждаюсь в принципиальной ошибочности интерпретации сути и возможной логики социальных изменений. Западная философия стала совершенной и законченной в своей цикличности, в бесконечном процессе самолюбования и столь же бесконечном цикле воспроизведения догм. Даже в 21 веке, когда, казалось бы, отношения экономического толка все явственнее приобретают черты тотального отчуждения человека от производственного процесса (полагаю, мало осталось скептиков, которые не понимают тенденций развития AI), парадоксально, но "философская мысль" остается заложницей представлений о социуме как о совокупности социальных институтов и отношений между ними и человеком.
Человек в рамках этого подхода нивелируется, становится своего рода участником некоего представления, устраиваемого глобальными силами (политика, экономика и пр.), внешними к нему априори. Они направляют, определяют его бытие, и его возможности сводятся лишь к двум вещам: рабскому подчинению или сопротивлению. Весьма ущербная дихотомия, которая затуманивает наш разум, не разъясняя по сути ничего, и делая заложниками чуждой картины Бытия, делая нас бессильными относительно этих "стихийных сил".
Все эти "силы" не более чем картины в голове. Эта философия пораженчества. Такого рода рассуждения уводят нас в сторону от принципиального вопроса - вопроса о Человеке.
Философия Нома - это новая когнитивная философия. Это философии вектора, направления, движения мысли и развития. Не в том смысле, как эта дисциплина понимается сегодня, как оценка методологических основ знания, но как внутренняя целостная картина самоуправления и самодисциплины сознания и тела человека, как концепция саморазвития ассертивной* личности в открытом мире идей. В этом смысле вопросы Сократа гораздо ближе к истинной философии, нежели вопросы, которые задает себе тот же Майкл Хард или Фуко.
Вспомним классику. Вспомним Мир Идей Платона. В действительности мы все находимся и проживаем сегодня в этом мире идей и представлений о реальности. И эти представления предопределяют наши реакции, наши мысли и действия, предопределяют нашу личность, наши ценности, нас самих. Обратите внимание, один и тот же факт может вызывать у одного человека горе, а у другого радость. Один вполне доволен и счастлив, имея еду и крышу над головой, а другой кончает жизнь самоубийство в особняке за 10 млн долларов. Реальность и наше место в ней определяется нашей способностью это место определять. В этой логике самым важным вопросом является не то, какие отношения формируются между человеком и капиталом/властью, между мной и производственными силами и иными социальными институтами, но между массовым заблуждением относительно природы реальности и моим/вашим личным усилием, направленным на осознании факта когнитивной предопределенности Бытия.
Философия НОМа призвана дать инструмент осознания этой предопределенности, поставить ответ на вопрос, что первично: Бытие или Сознание, как одно предопределяет другое. Когнитивная философия НОМа направлена на развитие Сознания и Осознанности, на увеличение доли смысла в жизни человека - смысла, который он определяет для себя сам через познание себя и природы реальности как набора представлений. В этом смысле философия НОМа не нуждается в рассуждениях относительно отношений в логике человек-социум. Современная же философия не в состоянии даже в самых своих радикальных представлениях выйти за флажки собственной картины Бытия.
В основе философии НОМа лежат принципы совершенствования и изменения Сознания как первоосновы, формирующей реальность такой, какой мы ее представляем. Очень важно понимать, что реальность субъектностью наделяем мы: наше сознание наделяет пространство вокруг нас ценностью и сущностью. Вспомним Антропный Принцип. Он говорит нам о предопределенности Бытия наличием наблюдателя - сознания.
В действительности, как мы все понимаем, объективное Бытие/реальность отсутствует как категория Ума. Она не постижима нами в своих онтологических пределах. Поэтому мы вынуждены формировать пред собой ее упрощенную и неизбежно искаженную версию. Быть порабощенным этой картинкой в собственной голове - странная и весьма ущербная доля. Надо быть крайне странным человеком, чтобы стать зависимым от собственных иллюзий относительно реальности и своего места в ней. Бытие определяет Ваше сознание ровно настолько, насколько Ваше сознание позволяет этому произойти. Вы сами способны задавать параметры своей реальности, своего мира, и соответственно своей диспозиции в ней и своего эмоционального статуса. Этот баланс отношений (между Сознанием и Бытием) сущностно зависит от глубины Вашего Сознания и способности к осознанности Бытия. Но до тех пор мы все рабы, как у Спинозы. Рабы, которые с завидным постоянством отстаивают собственное право на рабство.
Западная философия утеряла ориентиры, а вместе с ними и право называться философией.
* Ассертивность - способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Общий принцип - человек сам отвечает за свои поступки и действия.